Вы здесь

02.04.2017 / К 170-летию со дня рождения Нила Федоровича Филатова (1847-1902)

В Москве можно встретить удивительный памятник - в удобном широком кресле сидит врач и осторожно поддерживает маленького пациента. Ребенок смотрит на своего спасителя и улыбается. Это памятник Нилу Федоровичу Филатову. Всю свою жизнь он лечил детей, поставил на ноги тысячи ребятишек. Создатель русской педиатрии был другом каждому маленькому больному. Поэтому, и на памятнике надпись – «Другу детей».

«Друг» русских ребятишек – Нил Федорович Филатов, родом из российской глубинки. Род Филатовых – старинный дворянский род. Отец Нила - Федор Михайлович Филатов (бывший военный), женившись на Анне Авраамовне Шаховой, получил во владение небольшое село Михайловка в Саранском уезде Протасовской волости Пензенской губернии.

20 мая 1847 года (по другим источникам 4 апреля 1847 года) родился третий сын – его назвали Нил. В большой и дружной семье Филатовых выросли семеро сыновей и все добились больших успехов в жизни. Из семерых, только двое сыновей Федора Михайловича, не связали свою жизнь с медициной, а пятеро все силы посвятили этому благородному делу.

В 1859 году, двенадцати лет, Нил поступает в Пензенский дворянский институт во второй класс. В 1864 году Нил Федорович оканчивает Пензенский институт и уезжает в Москву. Здесь он поступает в, известный в то время, Московский университет на медицинский факультет.

За годы учебы в университете Нил Федорович всесторонне и углубленно изучал основы медицины. Больше всего ему нравились занятия, у известного в то время, профессора Г.А.Захарьина. При факультете работала терапевтическая клиника, в которой Г.А.Захарьин был директором, а в дальнейшем проработал в ней 32 года. В этой клинике молодой Нил Филатов бывал особенно часто. Г.А.Захарьин воспитывал в своих студентах любовь и бережное отношение к больным. Необходимо отметить и влияние Н.А.Тольского на взгляды Нила Федоровича. Именно под его влиянием, будущий ученый склонился к педиатрии. В стенах университета, будущий ученый сблизился и с невропатологом А.Я. Кожевниковым, последователем С.П.Боткина и И.М. Сеченова. Дружба с известными учеными продолжалась на протяжении всей жизни Нила Федоровича.

Нил Федорович Филатов, в последние годы обучения, решил не останавливаться на достигнутом. Его мечтой стало дальнейшее изучение клинической медицины и практиковаться он хотел за рубежом. В письме своему другу Н.В.Яблокову он пишет: «Я думаю, если меня выберут в земские врачи, год прожить в деревне, а может и два, скопить малую толику денег и отправиться в Москву держать экзамен на доктора. После удачного исхода предприятия еду в Германию, пробуду там два года и возвращаюсь в Москву с диссертацией».

Так и произошло. В 1869 году Н.Ф.Филатов закончил медицинский факультет в Московском университете и начал работать земским врачом. Сначала родной Саранский уезд, а затем в клиниках Праги, Вены, Гейдельберга. Два года, с 1872 по 1874, талантливый врач пробыл за границей. За годы, проведенные за границей, Нил Федорович не только повысил свою врачебную практику, но и значительно углубил свои познания в педиатрии, дерматологии, терапии, отоларингологии, гистологической технике и патологической анатомии. Вернувшись в Москву, он начал работать в детской больнице (в наше время она носит его имя) и преподавать на родном медицинском факультете Московского университета.

Открыта больница для детей на Бронной была 6 декабря 1842 года. Помещение было старое и практически не пригодное для лечения детей. В ней функционировали три отделения: для грудных детей, инфекционное и для прочих детей с простыми болезнями. Стационарных мест в больнице насчитывалось всего 103. Места были всегда заняты, так как к молодому, доброму и умному врачу тянулись все. При больнице работала и амбулатория, в которой ежедневно проводился прием больных.

Работая в таких тяжелых условиях, Нил Федорович ни на минуту не забывал о научной деятельности. За год он написал, а 31 мая 1876 года блестяще выступил на защите докторской диссертации «К вопросу об отношении бронхита к острой катаральной пневмонии». Экспериментально он установил, а на трупном материале доказал, что к развитию пневмонии может привезти и ателектаз легкого.

В 1877 году молодой ученый был зачислен на кафедру акушерства, детских и женских болезней приват-доцентом. Конкретно, к детским болезням тогда не было пристального внимания. И Нил Филатов, своим курсом детских болезней, старался привлечь к этой немаловажной проблеме, внимание студентов.

Как детский врач Нил Федорович особо занимался причиной высокой детской смертности. Первое место среди этих причин занимали острые детские инфекции и желудочно-кишечные заболевания. Он глубоко и пристально изучает эти вопросы, анализирует и сопоставляет факты. Результаты своей деятельности он описывает в монографиях: 1873 год- «Диспепсия и грипп у детей»; 1876 год - «О некоторых предрассудках при воспитании детей»; 1881 год - «Клинические лекции о распознавании и лечении катаров кишок у детей». В своих трудах русский врач, с подходом ученого, раскрывает такие вопросы, как дифференциальная диагностика и рациональное питание детей. Особо обращает внимание, на качества грудного молока. Уже в те годы педиатр настоятельно советует именно грудное вскармливание детей, считая материнское молоко за второе лекарство.


В 1885 году выходит еще одна крупная работа Н.Филатова: «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей». В ней, первый педиатр Росси, на основании новых разработок и исследований, говорит о таких распространенных заболеваниях, передающихся инфекционным путем, как корь, дифтерия, скарлатина. В те годы – эти заболевания уносили сотнями детские жизни. И работы молодого ученого были очень своевременными.

Накопленный опыт лечения детей, Нил Федорович изложил в уникальной работе - «Семиотика и диагностика детских болезней с приложением терапевтического указателя». Вышедшая в 1890 году, она стала настольной книгой всех детских врачей и студентов. За двенадцать лет до 1902 года, эта книга переиздавалась шесть раз и считалась самой лучшей среди подобных изданий С.Ф.Хотовицкого, Фогеля, Бидерта и других. Н.В.Филатов, тонко чувствующий диагностику любой детской болезни и на опыте многолетней практики лечения детей, впервые обосновал новые формы проявления многих детских заболеваний: железистую лихорадку или инфекционный мононуклеоз, скарлатинозную краснуху или четвертую болезнь, затяжные и протекающие без лихорадки формы гриппа, скрытую малярию грудных детей, как отдельное заболевание ветряную оспу. Также, Нил Федорович не признавал, что дифтерия ведет к «скарлатиозному дифтериту».

В 1891 году умер Н.А.Тольский. Н. Ф.Филатов принял на себя клинику медицинского факультета. Эти годы работы в Московском университете для Филатова, как профессора кафедры детских болезней, были наиболее плодотворные и памятные.

Нил Федорович Филатов, все годы преподавания в университете постоянно совмещал лекции с врачебной практикой. Ежедневно он проводил со студентами обходы больных в Хлудовской больнице. Каждое утро он расспрашивал, выслушал, прослушивал каждого ребенка, а группа студентов из 30 человек слушали и запоминали каждое его слово. Что бы установить правильный диагноз, необходимо выявить абсолютно все симптомы больного. У инфекционных больных обходы проводили вечером по четвергам. В это время и установилась тесная связь друга-доктора и больного ребенка. Его ждали в каждой палате, его любили, ему верили. Удивительная способность талантливого врача располагать к себе недоверчивых и измученных болезнью детей поражала окружающих.

Читая лекции студентам 4-го и 5-го курсов, он обязательно старался разобрать со слушателями, очередную историю болезни маленьких пациентов. Соединял воедино и теорию и практику. На его лекции всегда стремились попасть не только студенты, но и врачи. Студенты любили своего профессора и старались ему во всем подражать. Будучи председателем Московского общества детских врачей, он старался во всем показывать пример молодым и неопытным педиатрам. Его считали идеалом. Несмотря на такой обширный круг обязанностей, Нил Федорович всегда занимался научной деятельностью и разработал новый раздел в детской патологии – невралгию.

В те годы юг России поразила эпидемия дифтерии. Нил Федорович Филатов, и ранее занимавшийся этой страшной болезнью, приложил все силы, что бы найти средство лечения против нее. В 1894 году со своим единомышленником Г.Н. Габричевским, они впервые применили для лечения дифтерии, ими же разработанную, сыворотку. Об этом он говорил на Международном съезде бактериологов и гигиенистов в Будапеште. В России Н.Г. Филатов, старается добиться, что дифтерию лечили сывороткой.

Он постоянно работает над разными способами выявления и лечения сложных детских заболеваний: описал формы протекания безальбуминурийных водянок, ранний симптом кори (пятна Филатова). Позднее выявились более ранние и более поздние описания этой болезни, и называться она стала (пятна Бельского-Филатова-Коплика).

В научной деятельности, в области детских заболеваний, Нилу Федоровичу Филатову не было равных. Его пособие «Краткий учебник детских болезней», вышедший в 1889 году и выпуски «Клинических лекций» (1900 и 1902 годы) стали поистине настольной книгой каждого педиатра. Читались они легко и просто. Каждое заболевание, каждый отдельный случай, каждый больной ребенок описывались глазами читателя, как будто читатель и есть сам врач.

В этом и заключается главная роль ученого-медика – он, впервые в русской медицине, разработал и написал учебные пособия и учебники для студентов, обучающихся на факультетах педиатрии и практикующих детских врачей. До этого в России существовали только переводы с иностранной литературы. Но, в разных странах условия проживания и лечения разные. И возникали случаи, когда не было возможности применить способ лечения из английского учебника в практике российской глубинки. В этом отношении

труды Нила Федоровича – огромный вклад в развитие российской

медицины.

Самого Нила Федоровича недаром назвали «Другом детей» - он был поистине другом каждому больному ребенку, не спал сутками, пока пациенту не становилось лучше. Детей к нему привозили со всей России, а зачастую он сам выезжал к маленьким пациентам в другие губернии.

Нил Федорович на лекциях, в общении со студентами и врачами, в своих трудах всегда показывал явное отличие организма ребенка от организма взрослого человека. Он учил, как необходимо правильно детально обследовать больного. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. Как ученик Г.А.Захарьина, он широко применял анамнестический метод во врачебную деятельность. А точнее, Нил Федорович самостоятельно разработал и внедрил подробную схему анамнеза, которую повсеместно стали применять детские врачи.

Основной причиной, которая, по мнению Нила Федоровича, способствовала возникновению и быстрому распространению детских заболеваний, являлась социальная среда. Посещая детей бедноты, видя их нищенское существование и низкие жилищные и гигиенические условия, врач прекрасно понимал, что именно здесь кроется основная беда. «Друг детей» не оставлял без внимания своих маленьких пациентов. Приходя на очередной осмотр, он приносил с собой не только лекарства, но и продукты, и игрушки. Так как считал, что моральное состояние ребенка тоже, немало важно для выздоровления.

Об его широкой душе ясно говорит такой случай. Каждое утро он прогуливался по Девичьему полю, в направлении к Пречистенке. Но, потом, неожиданно поменял маршрут и начал ходить на Арбат. Как выяснилось, профессор посещал тяжелого больного из небогатой семьи канцелярского чиновника. Что бы выздороветь, ребенку было необходимо хорошо питаться, а средства семьи этого не позволяли. И тогда Нил Федорович, прежде чем идти на Арбат, сначала заходил на Смоленский рынок в мясную лавку. Там он покупал курицу, а тогда уже шел к своему больному.

Как «Врач» с большой буквы, Нил Федорович, предъявлял особые требования к врачебной этике. Врач –педиатр, по его мнению, должен действительно любить детей, заботиться о каждом ребенке, отдавать всего себя во имя спасения пациента. Вот так он писал в своей работе «Семиотика и диагностика детских болезней»: «Приступая к осмотру…ребенка, врач должен прежде всего подумать о том, чтобы сразу не напугать своего пациента… Всегда лучше, войдя в комнату больного, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность присмотреться к новому человеку…» Все, самые неприятные процедуры, врач советовал оставить на самый конец обследования.

Многосторонняя деятельность знаменитого врача требовала много времени и сил. И все же, Филатов старался придерживаться определенного распорядка дня. Каждое утро он вставал в 8 утра. Пил кофе и совершал небольшую прогулку по Девичьему полю. Вот так описывает рабочий день профессора его ученик В.И. Молчанов: «Будучи студентом и ординатором, спеша в клинику, я много раз видел высокую фигуру Нила Федоровича, идущего медленным шагом и читающего газету. К нему иногда присоединялся профессор В.Ф.Снегирев, который жил в своем доме на Девичьем поле. В 9 часов, а иногда и раньше Филатов начинал обход в Хлудовской больнице, в лекционные дни читал лекции, а затем шел на обход в заразные бараки. В 1-2 часа завтракал, после чего уезжал на консультации. В 5 часов обедал, а вечером, если не было заседаний, готовился к очередной лекции, читал текущую литературу, писал статьи и книги».

Как бы ни старался, великий русский врач, вести боле менее правильный распорядок дня, все же постоянные нагрузки и переживания за маленьких пациентов, постепенно подтачивали сильный организм. Начиная с 1895 года, здоровье профессора пошатнулось: стал заметнее проявляться атеросклероз, начали мучить приступы грудной жабы, участились сердечные сбои. Не смотря на все, Нил Федорович, продолжал самоотверженно трудиться, а отдыхал не много и то в каникулы.

Не взирая на возраст, он продолжал ездить на консультации в другие города. Так, 17 января 1902 года, возвратившись из очередной поездки в Нижний Новгород, почувствовал себя утомленным. Однако, на следующий день, как обычно принимал больных, работал в клинике. А 19 января вновь почувствовал себя плохо. К потерявшему сознание врачу приехали сослуживцы, и нашли Нила Федоровича в парализованном состоянии. Левая половина сильного тела не слушалась. Причина – кровоизлияние в мозг. Примененный способ лечения дал свои результаты. На следующий день Филатов выглядел лучше, сознание вернулось, прослушивалась жизнь в парализованных ноге и руке. Опять начал изучать литературу. Появилась надежда, что сильный организм переборет. Но 25 января ему опять стало хуже, появилась сонливость. 26 января в 4 часа утра, Нил Федорович Филатов неожиданно скончался от второго кровоизлияния в мозг.

55 лет прожил выдающийся русский ученый. Еще много мог бы он сделать для российских ребятишек. Хоронить пришли его со всей Москвы. И стар и млад провожали его в последний путь. На Ваганьковском кладбище собрались друзья, коллеги, пациенты, ученики. Много хороших слов сказали о нем. Все скорбели от такой огромной утраты. Нил Федорович Филатов- гордость и слава русской медицины. Он остался в памяти, как верный и любящий друг детей.

Людская память не забыла великие заслуги основоположника русской педиатрии. В честь его учредили премию, за особые труды на поприще детских болезней, она так и называется: имени Н.Ф.Филатова. Крупнейшая детская больница в Москве на Садово-Кудринской улице (бывшая Софийская) носит его имя. В декабре 1834 года в Санкт-Петербурге в доме Оливье рядом с мостом открыли первую в России педиатрическую больницу. Тогда это была Императорская Николаевская детская больница. В 1966 году этой детской инфекционной больнице № 5 присвоили имя основоположника русской педиатрии Н.Ф.Филатова. На родине великого русского педиатра его имя носит областная клиническая детская больница Пензы. На дворе в больнице в 1989 году установили памятник Н.Ф.Филатову. Изваял знаменитого врача скульптор В.Г.Курдов.

Т.В.Кувалдина
Библиография
  1. Кусков, П.
    Нил Фёдорович Филатов/ П.Кусков // Врачебное дело.- 1926.- №12-12.- с. 1033-1039
  2. Лыскина Г.А.
    Нил Фёдорович Филатов/ Г.А.Лыскина // Вопросы современной педиатрии.- 2002.- №5-12.- с. 91-92
  3. Мирский. М.Б.
    Нил Фёдорович Филатов /М.Б.Мирский.- М.: Медицина, 1967.- 55с.