Вы здесь

19.12.2017 / Захарьин Григорий Антонович (08.02.1829–23.12.1897 гг.)

120 лет назад ушел из жизни русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почетный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук Григорий Антонович Захарьин.

Г.А. Захарьин родился 8 февраля в Пензе. С 1841 по 1847 год Г.А. Захарьин учился в Саратовской мужской гимназии и имел отличные отметки по всем предметам, кроме рисования и черчения.

С 1847 года Г.А. Захарьин — студент медицинского факультета Московского университета. К этому времени университет воспитал замечательных деятелей медицинской науки и был лучшей врачебной школой в России. Будущий клиницист учился у профессоров — физиолога И.Т. Глебова, видного терапевта и педагога И.В. Варвинского, опытного практика А.И. Овера.

По окончании университета в 1952 году молодой врач был рекомендован профессором А.И. Овером в ординатуру факультетской терапевтической клиники. В эти годы Г.А. Захарьин пишет статьи для библиографического отдела «Московского врачебного журнала» — реферативные обозрения трудов Р. Вирхова, Франциуса, Рамботона и др.

В 1854 году Г.А. Захарьин защитил диссертацию на степень доктора медицины: «Учение о послеродовых болезнях» («De puerperie morbo»).

Свое первое научное сообщение Г.А. Захарьин сделал на заседании Московского физико-медицинского общества в 1855 году. Этому обществу он оставался верен до конца своей жизни.

В 1856—1859 годы Г.А. Захарьин стажировался за границей в клиниках Р. Вирхова, Й. Шкоды, А. Труссо, К. Бернара и изучал патологию и терапию, а также гинекологию, урологию, сифилидологию и кожные болезни, оториноларингологию.

Вернувшись из-за границы в 1959 году, Г.А. Захарьин приступил к чтению лекций по курсу диагностики и преподавал эту дисциплину до 1864 года. Блестящие лекции Г.А. Захарьина собирали переполненную аудиторию студентов и врачей. В университетских кругах его влияние нередко было решающим.

В 1864 году, после ухода в отставку профессора А.И. Овера, Г.А. Захарьин был избран директором факультетской терапевтической кафедры и оставался на этой должности до 1896 года.

Своеобразие клиники Захарьина определялось прежде всего разработанным им анамнестическим методом — систематизированным, подробнейшим опросом больного, который позволяет врачу поставить индивидуализированный диагноз. Центральное место при обследовании больного занимал расспрос больного об условиях и образе жизни, о состоянии и об истории заболевания. Он был направлен на выяснение этиологии заболевания (большое значение придавалось неблагоприятным воздействиям окружающей среды, непосильному труду, злоупотреблению алкоголем, курению и др. вредным привычкам, наследственности) и на выявление ранних функциональных нарушений вовлеченных в болезнь органов, часто предшествующих их анатомическим изменениям. В объективном исследовании больного главное значение он придавал физическим методам (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), дополняемым лабораторными исследованиями. Свою систему исследования Г.А. Захарьин рассматривал не как механическое собирание сведений о болезни, а как творческий процесс клинического мышления, направленный на установление основного диагноза (diagnosis morbi), сопутствующих расстройств и всех особенностей больного (diagnosis aegri), на определение прогноза и методов лечения.

Изложил свои приемы диагностики и взгляды на лечение в «Клинических лекциях», получивших широчайшую известность. Эти лекции выдержали много изданий, в том числе на английском, французском, немецком языках.

Г.А. Захарьин защищал принципы этиологической и патогенетической терапии, но, учитывая ограниченные возможности их применения в клинической практике того времени, искусно пользовался симптоматическим лечением. Он вводил в практику новые лекарственные средства только после тщательной предварительной их проверки. Требуя учета действия каждого из них, он избегал полипрагмазии — одновременного применения многих лекарств, но был сторонником комплексной терапии, в которой большую роль отводил личной гигиене, диете, физиотерапии, бальнеотерапии и климатическому лечению. Этот метод прочно вошел в отечественную клинику, и стал стержнем при формировании школы Захарьина.

Г.А. Захарьин изложил свои приемы диагностики и взгляды на лечение в «Клинических лекциях», получивших широчайшую известность. Эти лекции выдержали много изданий, в том числе на английском, французском, немецком языках.

Г.А. Захарьин опубликовал около 50 научных трудов, среди которых «Взаимное отношение белковой мочи и родимца беременных» («Московский Врачебный Журнал», 1853 г.), «Учение о послеродовых болезнях» (там же, 1854 г.), «Приготовляется ли в печени сахар» (там же, 1855 г.), «По поводу некоторых вопросов о крови» («Медицинский Вестник», 1861 г.), «О возвратной горячке» («Московская Медицинская Газета», 1865 г.), «Сифилитическая пневмония» (1877 г.), «О холере»(1893 г.), «Боржом и Виши» (1904 г.) и др.

Особого упоминания заслуживают разработанные им клиника и семиотика сифилиса сердца, сифилиса и туберкулеза легких, дифференциальная диагностика легочного туберкулеза и сифилитической пневмонии, классификация туберкулеза легких. Он выделил хлороз как самостоятельное эндокринное расстройство, провоцируемое нервными нарушениями; отметил положительное действие каломеля при гипертрофическом циррозе и других заболеваниях печени, а также в качестве мочегонного средства; выступал в защиту инфекционного происхождения желчнокаменной болезни; выдвинул учение о зонах кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов («зоны Захарьина-Геда»). Активно выступал за использование богатейших природных условий страны для развития курортов, разрабатывал показания и противопоказания к использованию климато- бальнео- и гидротерапии; был одним из основоположников отечественной школьной гигиены.

Огромная частная практика Г.А. Захарьина, тяжелый характер и различные «чудачества», связанные с хроническим болевым синдромом, создали почву для многочисленных конфликтов с коллегами, для легенд и анекдотов. После особенно жестокого оскорбления со стороны собственных же студентов в 1896 году он ушел в отставку.

Григорий Антонович Захарьин умер 23 декабря 1897 года от инсульта.

Библиография:
  1. Бородулин, В. И. Терапевтические клиники Московского университета на рубеже XIX-XX веков: сравнительная характеристика научных школ Захарьина, Остроумова и Шервинского-Голубкина / В. И. Бородулин, А. В. Тополянский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - № 5. - С. 312-316. - Библиогр.: 18 назв.
  2. Голубов, Н. Захарьин Григорий Анатольевич / Н. Голубов // Врачебное дело. - 1927. - № 3. - С. 161-168.
  3. Лушников, А. Г. Г. А. Захарьин. - М.: Медицина, 1974. - 40 с.
  4. Тареев, Е. М. Григорий Антонович Захарьин (1829-1897) / Е. М. Тареев // Советская медицина. - 1955. - № 1. - С. 78-84.
  5. Толстикович, А. Правда и вымысел о докторе Захарьине / А. Толстикович // Предупреждение. - 2014. - № 1. - С. 112-120.