Т

АМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА»


Наш адрес: г. Тамбов, ул. Гоголя, 6 ТОГБУ «НМБ»

Телефоны:

СБРиНТ: 75 – 51 – 04;

Абонемент: 75 – 15 – 82;

Факс: (4752) 75 – 16 - 14;

http: //medlib-tambov.ru; e-mail: onmb@yandex.ru




ПРОФИЛАКТИКА АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ







ТАМБОВ 2015


      В сегодняшней России наблюдается снижение материнского возраста, что исторически достаточно закономерно - в сложные периоды социально-экономического развития ожидается что дети "взрослеют" раньше. С одной стороны, это - положительное явление, с другой, - часто выпадает то обстоятельство, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение подростков, юношей и девушек по многим вопросам, включая их правовое сознание, а также создание служб помощи для адаптации их к взрослой жизни, просвещения по следующим вопросам: несовершеннолетнее материнство - плюсы и минусы; основные причины ранней рождаемости; отношение общества к несовершеннолетним матерям; способы профилактики ранней рождаемости и абортов среди подростков, что стало настоящей практической проблемой современного общества.

      Подростковый возраст - это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием. Большинство исследователей и теоретиков считают таким возрастом промежуток от 12 до 18—19 лет. Этот период подразделяется на фазы, соответствующие возрастным группам, из которых наиболее типичными являются: предподростковая, раннеподростковая, среднеподростковая, или истинно подростковая, и позднеподростковая.

      Сексуальное развитие подростков является результатом взаимодействия биологических, психических и социально-культурных факторов. Психологические изменения во время полового созревания оказывают влияние на личность в социальном контексте, с учетом личных оценок своих намерений. В ранней юности к сексуальному поведению могут побуждать стимулы неэротического характера. С наступлением полового созревания подросток вынужден проявлять свою половую индивидуальность через такой элемент, как секс. Успех психосексуального развития и сопутствующего сексуального поведения зависит от двух факторов и их взаимодействия: 1) индивидуального психического прошлого личности и 2) социальной обстановки. Индивидуальная психическая жизнь личности относится к факторам, влияющим на эротизацию событий, атрибутов, взаимоотношений и т. д. Что касается социальной обстановки, то она отображает существующие в обществе взгляды и ограничения в сфере сексуальности, которые разнятся в зависимости от пола и различных возрастных групп личностей. В этой связи такие группы подростков могут иметь существенно отличающиеся друг от друга сценарии поведения.

      Возросший интерес к сексуальной активности подростков вызван в первую очередь подростковой беременностью и ее.

       Советский Союз стал первой страной в мире, которая в 1920 году легализовала аборты. В советское время аборты были любимым способом «контроля за рождаемостью». И сейчас в России по-прежнему один из самых высоких уровней абортов в мире. По скромным подсчетам, процент абортов по отношению ко всем беременностям составляет 60%, примерно десятая часть которых приходится на девушек младше 18 лет. Из 38 миллионов женщин детородного возраста примерно 6 миллионов бесплодны, и врачи считают аборты важнейшей причиной бесплодия. А регистрация случаев подростковой беременности и абортов попадает в сферу медицинской статистики.

     В настоящее время, среди программ в области профилактики подростковых абортов преобладают те, которые направлены на снижение сексуальной активности подростков, расширение использования контрацептивных средств, повышение эффективности различных мер предохранения от беременности, оказание помощи подросткам в принятии решения в случае беременности и, если принято решение рожать и воспитывать детей, - на обеспечение условий для достойной жизни матери и ребенка. Вопрос о правомерности абортов пока не получил решения и вызывает много споров.

     Широкий спектр проблем в области подростковой беременности обусловливает и разнообразие подходов, начиная с абортов, планирования семьи и служб здоровья детей в государственных и некоммерческих медицинских структурах и заканчивая специальными программами в школах, включающими консультирование, обучение и профессиональную подготовку, организуемые органами социального обеспечения. Федеральная служба, занимающаяся вопросами семейной жизни подростков, создала фонды для разработки и апробирования соответствующих программ. В них участвуют кроме федеральных структур региональные власти и местные органы, а также некоммерческие организации. Все это породило противоречивую, расплывчатую, бессистемную структуру весьма ограниченного действия.

      Следует указать, что подростки не так часто, как взрослые, применяют противозачаточные средства. Возможно, определенную роль здесь играет общественное мнение о вреде таких средств, особенно таблеток. В результате в 2000-е годы уровень беременностей подростков (но не рождаемости) повысился, и если хотя бы половина из них не решилась на аборт, то показатель рождаемости, несомненно, существенно возрос бы.

      Но, каких бы точек зрения ни придерживаться относительно традиционной семьи и подростковой сексуальности, приведенные данные отражают серьезные социальные проблемы: нищету, плохое образование, неадекватную профессиональную подготовку и недостатки системы здравоохранения.

      Несомненный интерес представляет выявление факторов, влияющих на аборты в подростковом возрасте. Последние исследования позволяют классифицировать всех сделавших аборты по следующим группам:

       1) девушки-подростки с низкой религиозностью, имеющие образованных родителей, с интеллектуальными устремлениями и ярко выраженным чувством собственного достоинства;

      2) девушки-подростки с низкой способностью к воспроизведению потомства (вследствие злоупотребления противозачаточными средствами),

      3) девушки-подростки, не состоящие в браке и не имеющие помощи от семьи или партнера.

      В связи с этим были сделаны попытки оценить психологические последствия аборта. Выявлено, что в 20% случаев имели место негативные реакции, обусловленные следующими факторами: личные проблемы, психологическая неприспособленность, религиозные убеждения, запрещающие аборт; давление со стороны семьи или партнера; недостаток поддержки партнера или семьи до и после аборта; колебания по поводу правильности выбора; плохое социально-экономическое положение; невысокий уровень образования; сфера деятельности, не связанная с интеллектуальным трудом.

      Следовательно, для подростка большое значение имеют взаимоотношения в семье. Характер общения, установившегося в семье, может препятствовать раннему деторождению. Это означает, что программы должны быть сосредоточены на упрочении взаимоотношений в семье как на одном из сдерживающих факторов. В семьях, в которых поддерживаются нормальные отношения, ребенку внушают большие надежды и обеспечивают условия образования и работы, что снижает вероятность ранней беременности и абортов у дочерей.

      Таким образом, весьма важно понять, что проблемы абортов в подростковом возрасте часто не существуют изолированно, а связаны с другими социальными проблемами и обостряют их.

      Следовательно, чтобы привлечь внимание к проблеме абортов в подростковом возрасте, социальным работникам и политикам нужно серьезно заняться решением их проблем. Им особенно необходимо совместить исследование этих проблем со строгой оценкой развивающихся социально-экономических процессов и с особенностями среды и культурными факторами, изменяющими или обостряющими эту проблему. 
 

       Методы предотвращение абортов в подростковой среде  

      Широкий спектр проблем в области подростковой беременности и абортов обусловливает и разнообразие подходов, начиная с абортов, планирования семьи и служб здоровья детей в государственных и некоммерческих медицинских структурах и кончая специальными программами в школах, включающими консультирование, лечение, обучение и профессиональную подготовку, организуемые органами социального обеспечения. Федеральная служба, занимающаяся вопросами семейной жизни подростков, создала фонды для разработки и апробирования соответствующих программ. В них участвуют кроме федеральных структур местные власти и местные органы, а также некоммерческие организации. Все это породило противоречивую, расплывчатую, бессистемную структуру весьма ограниченного действия.

      Сегодня, вопрос предотвращения беременности и абортов у девушек подросткового возраста может рассматриваться в такой последовательности:

      1) предотвращение ранней внебрачной сексуальной активности,

      2) в случае высокой сексуальной активности подростка предотвращение беременности с помощью противозачаточных средств,

       3) группа проблем, связанных с завершением беременности,

       4) обеспечение заботы о матери и ребенке до и после рождения.

      Исследования говорят о том, что подростки используют противозачаточные средства мало и непостоянно. Поэтому исследователи изучали использование противозачаточных средств подростками, их знания о предохранении и доступ к системе услуг, обеспечивающих противозачаточными средствами. Оказалось, что применение противозачаточных средств либо вообще не включалось в программы классов сексуального образования в школах, либо не получило адекватного освещения. Подростки черпали знания в основном в группах сверстников. Но эта информация ненадежна и обманчива, поскольку, получив ее, подростки считают, что вооружены знаниями, и не предохраняются, полагая, что не забеременеют, т. к., например, имеют половые сношения в те дни месяца, когда организм не готов к оплодотворению, или потому, что слишком молоды, чтобы забеременеть, или половые сношения имеют место слишком редко, чтобы забеременеть. Часть подростков просто не считает реальной возможность беременности. Кроме того, некоторые убеждены, что противозачаточные средства опасны для здоровья, и боятся вредных физических последствий .

      Исследований эффективности сексуального образования немного, и они дают неясные результаты. Сексуальное образование в школах является проблемой, вызывающей огромный интерес общественности. Сексуальное образование пока еще не вполне внедрилось в программу школы. Та небольшая информация, что собрана о содержании существующих программ сексуального образования, показывает следующее: 1) большинство курсов рассчитано не больше чем на 10 часов; 2) несколько курсов предоставляют информацию об анатомии, воспроизводстве потомства, менструации, венерических заболеваниях и нравственных нормах и только 40% включают информацию о противозачаточных средствах; 3) несколько курсов включают родительское участие и программы для детей; 4) большинство хорошо продуманных курсов предлагается в высших школах и колледжах; 5) несколько высших школ с неполным курсом обучения специально сосредоточиваются на сексуальных и эмоциональных чувствах к противоположному полу, причем делают это в рамках других курсов или учебных дисциплин,   например  физического   воспитания.

      Основными проблемами распространения сексуального образования как метода предохранения являются: его эффективность; уместна ли программа сексуального образования в школе; до какой степени родители и общественные группы поддерживают такую программу; пригодность содержания программы и эффективность электронных средств в качестве инструментов обучения. Некоторые задачи этих программ таковы: знание о семье; принятие решения, уверенность в себе и навыки общения; ответственное сексуальное поведение; эффективность противозачаточных средств и предотвращение нежелательных или непреднамеренных беременностей.

  Даже когда знания о воспроизводстве и способности к воспроизводству достигают определенного уровня, подростки неохотно применяют эти знания в собственной практике. Исследования говорят, что не существует прямой зависимости между знанием о противозачаточных средствах и постоянным их использованием, так что, хотя и важно ввести использование противозачаточных средств в программы сексуального образования, при составлении программы профилактики беременности должны быть приняты во внимание и другие - физиологические и социальные – факторы.

      Социальные работники, работающие в организациях, придерживающихся объективной точки зрения, должны быть в курсе вопросов, связанных с беременностью и абортами среди подростков, использовать и дополнительные источники информации. Это могут быть и консультации сексопатологов, услуги по предохранению от беременности и ее диагностике, бесплатные услуги для беременных девушек-подростков, услуги по усыновлению, курсы для молодых родителей и т.п. Помимо этого им должны быть известны юридические, медицинские, социальные и финансовые аспекты проблемы аборта. В идеале социальные работники призваны предоставлять необходимую информацию, а также участвовать в оказании профилактических услуг, включающих индивидуальные и семейные консультации, распространение знаний в области планирования семьи и половой жизни и т. д.

      Консультации по вопросам беременности и ее прерывания являются необходимыми для выбора правильного решения, которое должно быть принято как можно раньше, особенно при вероятности аборта. Женщины, в первую очередь подростки, часто не принимают никаких мер, когда подозревают беременность. Первый шаг консультанта — это обращение к тестам с целью проверки правильности предположения. Если результаты тестов оказываются положительными, то делом консультанта становится помощь в выборе дальнейшего решения. Аборт является одной из нескольких возможностей; другие выходы из ситуации — это решение оставить ребенка и воспитывать его самостоятельно или с помощью родителей или партнера, вступление в брак или передача ребенка для усыновления. [40,с.4]

      Консультации с участием членов семьи могут  помочь будущим родителям-подросткам понять свои возможности и подсказать им выход из ситуации, но при этом окончательное решение остается за женщиной. Для того чтобы выбрать наиболее правильное решение, беременной женщине (лучше всего с будущим отцом) необходимо взвесить каждый вариант в соответствии с жизненным опытом, отношениями между ними в настоящий момент, будущими планами и целями, материальными ресурсами. Роль консультанта — подсказать наиболее реально возможную альтернативу.

      В заключение отметим, что много написано о зависимости между беременностью подростков и абортами. В этом отношении имеет смысл работать с подростками, исподволь внушая им желательность решения проблем образования, способствующего возможности обеспечения в будущем хорошей работой. Осознание целевой ориентации может быть полезным для отнесения на более поздний срок начала половой жизни или для расширения практики использования противозачаточных средств.

      Таким образом, в обществе, где имеет место быть такая практическая проблема как аборт в подростковом возрасте должно существовать множество программ для оказания помощи несовершеннолетним матерям. Должны быть разработаны и приняты программы, разработанные для беременных девушек-подростков, подростков-родителей или сексуально активных подростков. Многие школьные, медицинские и частные родильные службы также должны предусматривать программы, предназначенные для беременных женщин подросткового возраста или тех женщин, которые подвергаются наибольшему риску беременности. Должны быть также разработаны программы для предоставления всестороннего обслуживания, включающего медицинские, образовательные, родительские, планирования семьи, справочные и консультативные службы, назначение которых - помочь девушкам-подросткам в разрешении проблем, связанных с прерыванием беременности и ее профилактикой.  
 











Рекомендательный список литературы

  1. Аборт: медико-социальные и клинические аспекты / О. Г. Фролова [и др.].- М.: Триада-Х, 2003.- 160 с.

  2.  Аборты у подростков. Статистика, динамика, структура
    // Гинекология. - 2012. - № 2. - С. 36-38. - Библиогр.: 6 назв.

  3. Батурина, Н. В.
       Особенности психоэмоционального состояния девочек-подростков после искусственного прерывания первой беременности
    // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2009. - № 2. - С. 78-82. - Библиогр.: 6 назв.

  4. Бердичевская, А. Я. Аборт и его последствия.- М.: Медицина, 1972.- 32 с.

  5. Буцхрикидзе, Л. Д.
       Обучение будущих средних медицинских работников проведению профилактики абортов среди населения
    // Медсестра. - 2012. - № 10. - С. 62-69. - Библиогр.: 8 назв.

  6. ВИЧ-инфекция, сексуальное и репродуктивное здоровье молодежи.- СПб.: Островитянин, 2010.- 344 с.

  7. Волгина, В. Ф.
       Состояние проблемы с абортами и их профилактикой в Российской Федерации и регионах в 2009 году
    // Акушерство и гинекология. - 2012. - № 3. - С. 71-74. - Библиогр.: 2 назв.

  8. Искусственный аборт: докл. Науч. гр. ВОЗ.- [М.]: [Медицина], 1980.- 75 c.

  9. Красникова, М. Б.
       Оценка степени психоэмоциональных нарушений у юных женщин при первом медицинском аборте
    // Гинекология. - 2010. - № 3. - С. 47-48.

  10. Краснопольский, В. И. Безопасный аборт / Т. Н. Мельник.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 48 с.

  11. Медико-консультативная помощь при искусственном аборте: рук. для практ. врачей и организаторов здравоохранения / В. И. Кулаков [и др.].- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 110 с.

  12. Серова, О. Ф.
       Аборт у подростков
    // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4. - С. 69-75. - Библиогр.: 7 назв.

  13. Современные методы профилактики искусственного аборта и репродуктивной функции женщины: сб. науч. тр..- М.: [Б. и.], 1987.- 116 c.

  14. Филиппов, О. С.
       Нежелательная беременность и материнская смертность от абортов в Российской Федерации
    // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2008. - № 4. - С. 21-26. - Библиогр.: 1 назв.

  15. Фролова, О. Г. Вред аборта.- М.: Медицина, 1985.- 80 с.











И. о. зав. сектором ПК СБРиНТ Ивановская Е. В.

12