Т

АМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА»


Наш адрес: г. Тамбов, ул. Гоголя, 6 ТОГБУ «НМБ»

Телефоны:

СБРиНТ: 75 – 51 – 04;

Абонемент: 75 – 15 – 82;

Факс: (4752) 75 – 16 - 14;

http: //; e-mail: onmb@yandex.ru



ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ








ТАМБОВ 2015

Близору́кость (миопи́я) - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Природа как бы предугадала возможность развития близорукости и запрограммировала так, что при рождении большинство детей имеют дальнозоркость (гиперметропию) – 91%, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5% детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Так по международным данным в дошкольном возрасте близорукость не превышает 2-3 %, в возрасте 11-13 лет миопия наблюдается у 14 % детей, в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев.

Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют следующие дети: недоношенные (особенно склонны к развитию миопии, в этой группе детей частота возникновения миопии от 30% до 50%); дети, ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии), т.е. со сниженным иммунитетом; дети близоруких родителей, причем, если миопия у обоих родителей, то вероятность близорукости у ребенка очень большая.

В развитие близорукости большое значение имеет и окружающая среда, условия жизни, учебы и работы. Одной из основных причин этой тенденции является информационный взрыв последних лет, когда львиную долю информации мы получаем из зрительных источников: ТВ, видео, книги, журналы, газеты. А на лидирующие позиции в этом списке все более уверенно выходит компьютер. Школьники, в свою очередь, обречены на ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером и постоянный стресс от общения с учителями, репетиторами, сверстниками, как правило, в замкнутом пространстве, с минимальным пребыванием на свежем воздухе, природе (гиподинамия).

Все это приводит к тому, что первым признаком близорукости является появление жалоб у детей на чувство выпирания, давления в глазу, головные боли к концу дня, ухудшение зрения вдаль. Внимательные родители могут заметить, что их ребенок вечером потирает надбровную дугу или закрывает один глаз при чтении. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Прогрессирование близорукости (более 1 диоптрии в год) может привести к необратимым изменениям, как в центральных отделах сетчатки, так и на периферии глазного дна и является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за осложнений миопической болезни (крайней степени развития близорукости).

Выделяют три степени близорукости:

 слабая: менее -3 диоптрий, средняя: от -3 до -6 диоптрий, высокая: более -6 диоптрий.


Профилактика близорукости (миопии) у детей и взрослых


Профилактика близорукости возможна, если следовать нескольким простым правилам. Несмотря на свою простоту, они эффективны и подходят как взрослым, так и детям.


Правильное расстояние до книги при чтении

Одно из условий для предупреждения миопии – читая, необходимо избегать напряжения глаз.

Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии.




Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии

Если приходится много читать, писать, работать за компьютером или выполнять иную работу на близком расстоянии, необходимо делать десятиминутный перерыв каждые 40 минут.


Освещение

Для профилактики и предупреждения чрезмерного напряжения глаз необходимо достаточное освещение при выполнении близкой работы. Идеальное освещение – это солнечный свет.

Насколько это возможно, рабочее место должно находиться в таком месте, которое обеспечивает наибольшее количество дневного света. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением.


Просмотр телевизора

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см., необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра.

Освещение в комнате должно быть включено. Просмотр телевизора в темной комнате вызывает напряжение глаз. Не стоит смотреть на экран не отрываясь, желательно каждые 5-10 минут переводить взгляд на другие предметы.


Осанка

При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.



Зарядка для глаз

Для профилактики близорукости при длительных зрительных нагрузках каждые 30 минут рекомендуется выполнять гимнастику для глаз, помогающие снять напряжение.

Вам помогут простые упражнения:



Для профилактики необходимо соблюдать основные правила. Ими являются общее укрепление здоровья, регулярные физические нагрузки, создание оптимальных условий для работы на близком расстоянии, недопустимость чрезмерного напряжения глаз, регулярные прогулки или занятия на свежем воздухе.


Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Инструкция


Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу: 
О - признак не выражен (отсутствует);
1 - признак слабо выражен или проявляется изредка; 
2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.



Признаки

Балл

1. Много читает.

.....

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

.....

3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

.....

4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

.....

5. Читает, пишет "уткнувшись носом" в текст.

.....

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

.....

7. Неправильно питается (недостаток витамина "А").

.....

8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

.....

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

.....

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

.....




Интерпретация результатов


Лечение.

Лечение близорукости у детей комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию. В основном лечение детской близорукости консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физического лечения, и медикаментозные методы. Как правило, при лечении детской близорукости назначают очки. При миопии слабой и средней степени — только для дали, при миопии высокой степени — для постоянного ношения. Однако сами очки лечебными свойствами не обладают, а являются лишь средством коррекции в процессе лечения близорукости у детей.

К сожалению, избавиться от близорукости, до достижения 18 лет нельзя, но основные усилия должны быть направлены на коррекцию миопии (очки, контактные линзы) и на профилактику прогрессирования.

При появлении вопросов по поводу нарушения зрения вашего ребенка обращайтесь в лечебные учреждения по месту жительства.




Рекомендательный список литературы


  1.    Вариации индекса Кердо как показателя баланса вегетативной нервной системы у детей и подростков с прогрессирующей миопией
    // Глаз. - 2013. - № 2. - С. 22-25. - Библиогр.: 27 назв.

  2.    Взаимосвязь биомеханических особенностей корнеосклеральной капсулы и стереометрических параметров диска зрительного нерва при врожденной и приобретенной миопии
    // Вестник офтальмологии. - 2013. - № 4. - С. 29-34. - Библиогр.: 23 назв.

  3. Галимзянова, Г. Г.
       О факторах, влияющих на формирование миопии у школьников
    // Справочник педиатра. - 2011. - № 10. - С. 48-54. - Библиогр.: 7 назв.

  4. Галимзянова, Г. Г.
       Факторы, способствующие формированию миопии у школьников
    // Российский педиатрический журнал. - 2012. - № 2. - С. 47-51. - Библиогр.: 5 назв.

  5. Губарев, Е. И.
       Профилактика и лечение близорукости у школьников методов восстановления аккомодационной функции глаз
    // Российский офтальмологический журнал. - 2011. - № 3. - С. 41-46. - Библиогр.: 14 назв.

  6. Гурылева, М. Э.
       Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование
    // Вопросы современной педиатрии. - 2011. - № 4. - С. 5-9. - Библиогр.: 8 назв.

  7. Гурылева, М. Э.
       Профилактика миопии у детей школьного возраста
    // Справочник фельдшера и акушерки. - 2012. - № 5. - С. 80-83.

  8. Должич, Г. И.
       О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков
    // Вестник офтальмологии. - 2008. - № 5. - С. 50-52. - Библиогр.: 6 назв.

  9.    ДЭНС-терапия в комплексном лечении миопии у детей и подростков
    // Рефлексотерапия. - 2007. - № 1. - С. 44-46. - Библиогр.: 10 назв.

  10. Еременко, И. Г.
       Применение Ретиналамина в лечении прогрессирующей близорукости у детей
    // Российский офтальмологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 13-15. - Библиогр.: 9 назв.

  11. Еременко, К. Ю.
       Влияние некоторых внешних и внутренних факторов на течение приобретенной миопии у детей
    // Российский офтальмологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 27-30. - Библиогр.: 7 назв.

  12. Избранные лекции по детской офтальмологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 184 с.

  13. Кошиц, И. Н.
       Дискуссионные вопросы приобретенной миопии
    // Глаз. - 2013. - № 1. - С. 16-27. - Библиогр.: 73 назв.

  14. Кошиц, И. Н.
       О выборе физиологически обоснованной рациональной коррекции для стабилизации приобретенной миопии у детей
    // Глаз. - 2011. - № 5. - С. 10-17. - Библиогр.: 22 назв.

  15. Лялин, А. Н.
       Офтальмомиотренажер-релаксатор "Визотроник" в лечении приобретенной близорукости
    // Глаз. - 2010. - № 1. - С. 37-38. - Библиогр.: 10 назв.

  16. Методические рекомендации по сохранению здоровья глаз у школьников / И. Г. Долгова [и др.].- Тюмень: Печатник, 2012.- 40 с.

  17. Минаева, М. В. Защита зрения у детей.- М.: Миклош, 2006.- 128 с.

  18. Мунгазова, Э. Н.
       Роль медико-социальных факторов в развитии миопии
    // Казанский медицинский журнал. - 2012. - № 6. - С. 958-961. - Библиогр.: 6 назв.

  19. Назаров, Ю. И.
       Коррекции остроты зрения у детей и подростков методом прикладной кинезиологии
    // Мануальный терапевт. Врач лечебной физкультуры. - 2011. - № 11. - С. 17-18.

  20. Нефедовская, Л. В.
       Миопия у детей как медико-социальная проблема
    // Российский педиатрический журнал. - 2008. - № 2. - С. 50-53. - Библиогр.: 64 назв.

  21. Онуфрийчук, О. Н.
       Закономерности рефрактогенеза и критерии прогнозирования школьной миопии
    // Вестник офтальмологии. - 2007. - № 1. - С. 22-24. - Библиогр.: 7 назв.

  22.    Офтальмоэргономические и функциональные показатели в оценке эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей и подростков
    // Российский офтальмологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 63-66. - Библиогр.: 21 назв.

  23.    Оценка эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей
    // Глаз. - 2012. - № 1. - С. 24-27. - Библиогр.: 18 назв.

  24.    Психологические особенности детей с близорукостью: обоснована ли психотерапевтическая помощь?
    // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2011. - № 4. - С. 101-103. - Библиогр.: 12 назв.

  25.    Роль антигенов HLA класса I в развитии миопии у детей
    // Рефракционная хирургия и офтальмология. - 2010. - № 3. - С. 39-41. - Библиогр.: 4 назв.

  26. Смирнова, И. Ю.
       Оценка эффективности применения контактной коррекции у миопов школьного возраста с целью нормализации мышечного и аккомодационного баланса
    // Глаз. - 2012. - № 5. - С. 5-12. - Библиогр.: 19 назв.

  27. Смирнова, И. Ю.
       Рост школьной близорукости в России: дети страдают из-за невежества родителей
    // Глаз. - 2011. - № 4. - С. 20-26. - Библиогр.: 10 назв.

  28.    Собираетесь в школу? Тренируйте глаза
    // Здоровье школьника. - 2008. - № 8. - С. 56-57.

  29. Старикова, Д. И.
       Результаты измерения ВГД у детей с прогрессирующей миопией
    // Поликлиника. - 2014. - № 1(2). - С. 54-55.

  30. Старикова, Д. И.
       Результаты измерения внутриглазного давления у детей с прогрессирующей миопией
    // Справочник врача общей практики. - 2014. - № 5. - С. 59-61 . - Библиогр.: 3 назв.

  31. Судовская, Т. В. .
       Влияние антиоксидантного комплекса Стрикс Отличник на зрительные функции и гемодинамику глаза у детей и подростков с миопией
    // Российский офтальмологический журнал. - 2011. - № 3. - С. 64-67. - Библиогр.: 9 назв.

  32. Тарутта, Е. П.
       Аберрации оптической системы глаза у детей с миопией, пользующихся ортокератологическими линзами ночного ношения
    // Российский офтальмологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 44-48. - Библиогр.: 27 назв.

  33. Тарутта, Е. П.
       Состояние привычного тонуса и тонуса покоя аккомодации у детей и подростков на фоне аппаратного лечения близорукости
    // Российский офтальмологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 59-62. - Библиогр.: 6 назв.

  34. Тарханова, Ю. С. Коррекция зрения у детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 156 с.

  35. Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М. : БИНОМ: Нев. диалект, 2002.- 248 с.

  36. Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М.: БИНОМ , 2007.- 248 с.

  37.    Ультразвуковая оценка кровотока в сосудах глаза у детей с близорукостью, сочетающейся с недифференцированной дисплазией соединительной ткани
    // Ультразвуковая и функциональная диагностика. - 2014. - № 1. - С. 47-53. - Библиогр.: 21 назв.

  38. Чобанов, Р. Э.
       Пассивное курение как фактор риска формирования миопии у школьников
    // Российский офтальмологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 68-70. - Библиогр.: 20 назв.

  39.    Электроэнцефалография у школьников 10-12 лет с близорукостью
    // Вестник офтальмологии. - 2011. - № 5. - С. 41-44. - Библиогр.: 14 назв.

  40. Яковлев, А. А. Предупреждение близорукости: советы родителям.- М.: Медгиз, 1963.- 15 с.

  41. Ястребцева, Т. А.
       Динамика концентрации гемоглобина и количества эритроцитов у школьников с приобретенной близорукостью
    // Российский офтальмологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 61-63. - Библиогр.: 8 назв.

  42. Ястребцова, Т. А.
       Роль церебральной гемодинамики в механизме развития приобретенной близорукости у школьников
    // Вестник офтальмологии. - 2008. - № 4. - С. 10-13. - Библиогр.: 20 назв.












И. о. зав. сектором ПК СБРиНТ Ивановская Е. В.

12